В предыдущей части вы узнали, как правильно изготовить чучело головы крупной щуки. Теперь осталось окрасить ваш трофей в натуральный цвет. Этот этап один из самых важных и ответственных моментов в изготовлении чучела рыбы.
Прочность окраски и качество выполненной работы во многом зависят от состояния обрабатываемой поверхности и от степени ее подготовки. Прежде всего, необходимо устранить трещины на зашпаклеванных участках. Для этого они заполняются раствором того же состава (шпаклевка), которым была покрыта поверхность чучела. "Мясистые" части плавников можно дополнительно покрыть клеем или лаком, чтобы компенсировать усушку в этих местах.
Перед началом процедуры окрашивания кожа рыбы должна быть неоднократно протерта спиртом или иным растворителем, чтобы удалить жир, частицы грязи и т.п. Отслоившуюся чешую необходимо подклеить и выровнять. Для этого препаровальной иглой под поднятый край чешуи наносят быстросохнущий клей и прожимают его до тех пор, пока чешуя не зафиксируется. Затем, кожа щуки должна быть легко (без нажима) зачищена мелкозернистой наждачной бумагой по направлению к хвосту.
После этого приступают к огрунтовке, чтобы выровнять "тянущую способность" окрашиваемой поверхности в целях получения ровного тона окраски. Для этого покрываем голову щуки 1 -2 слоями спиртового раствора шеллака (шеллачный лак или политура). Иначе колера, положенные на неподготовленные участки, могут приобрести различную тональность. Не забудьте перед началом работы защитить искусственные глаза от загрязнения. Смажьте их вазелином, а после того, как высохнет последний слой краски, протрите их ватным тампоном.
Важно еще до окраски проверить надежность крепления и положение головы на медальоне, временно присоединив ее к основанию. Затем голова может быть перенесена на рабочую подставку.
Теперь рыба готова к окраске. Обычно для этого пользуются масляными, спиртовыми или акриловыми красками, кистями или аэрографом. Независимо от того, чем вы будете пользоваться, для вас важен результат, т.е. чтобы цвет чучела имитировал натуру. Я предпочитаю работать аэрографом и акриловыми красками. Эти краски после высыхания дают прочное покрытие и легко разводятся водой или разбавителем для акрила. Преимущество аэрографа состоит в том, что он легко может дать любую густоту тона, поэтому это дает возможность получать такие же тонкие оттенки, как и при отмывке.
Обычно в окраске рыб нет резких переходов между отдельными цветами. Поэтому чем сильнее будут размыты границы между участками с различной окраской, тем более натурально будет выглядеть чучело вашего трофея. Чтобы достигнуть точного "чтения" цвета на коже рыбы, требуются определенные навыки. Для их приобретения необходимо составлять письменные планы окраски, с последовательностью нанесения основных цветов. Используйте любую возможность для изучения окраски живой рыбы и записывайте свои наблюдения. Каждому виду рыб присуща своя цветовая гамма. Обращайте также внимание на расположение разного рода полос и пятен, их размер и интенсивность окраски. В процессе работы все время пользуйтесь своими фотографиями и иллюстрациями рыб.
Ротовая полость большинства рыб, как и другие окрашиваемые участки, имеет тонкие цветовые переходы, которые должны быть восстановлены в готовом чучеле.
Если вы делаете чучело с открытыми жаберными щелями, то жабры надо окрасить. В этой ограниченной области трудно работать аэрографом и, поэтому, лучше пользоваться кистью. Плавники должны быть окрашены с обеих сторон.
Многократное нанесение тонких слоев каждого цвета по отдельности придаст большую реалистичность и глубину окраски кожи. Каждый уровень расцветки должен иметь достаточную степень прозрачности. Эти слои могут чередоваться со слоями прозрачного бесцветного лака, что также может улучшить качество окраски. Иногда смешивают этот лак с краской, добавляя растворитель.
Краска не должна быть темнее, чем настоящий цвет рыбы, и не старайтесь давать сразу насыщенный цвет. Наносите краску послойно так, чтобы просвечивал естественный узор. Давайте следующий цвет только после того, как высохнет предыдущий.